Управлению образования района – 75 лет

Управлению образования района – 75 лет

     Не остановить время, жизнь идет своим чередом. Десятилетие сменяется другим десятилетием, и годы летят. Но все во времена в  становлении и воспитании  личности каждого человека огромную роль играет школа.

     История системы образования Курумканcкого района уходит корнями в далекий 1884 год, когда в селе Курумкан  была открыта церковно-приходская школа.  С этого периода до момента образования района  школами пройдены все этапы становления: от церковно-приходской школы, народных училищ, единой школы трудовой молодежи до начальной, неполной средней и  средней школы. Руководство системой народного образования в этот период осуществлялось отделом народного образования Баргузинского района.

  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 августа 1944 года был образован отдел народного образования Курумканского района.  Решением аймисполкома от 12 сентября 1944 года был открыт счет отдела в местном отделении Госбанка.  Первым заведующим АймОНО был назначен Онхотов Петр Андреевич, работали Манзырева Ксения Иннокентьевна, Пичугина Мария Андреевна, Тыхеева Александра Орбоевна. Основными задачами вновь созданного отдела являлись обеспечение и комплектование школ аймака квалифицированными педагогическими кадрами, учебниками и учебными пособиями, контроль и методическое руководство учебно - воспитательной работой школ, повышение квалификации учителей и другие.

    В 1944-1945 учебном году в районе работали 14 школ: Курумканская средняя школа, 3 неполные средние школы: Аргадинская, Сахулинская и Кучигерская, 10 начальных: Элысунская, Галтайская, Хонхинойская, Шаманская, Аллинская, Угнасайская, Могойтинская, Тунгенская бурятская, Тунгенская русская, Аргадинская русская начальная школа.Всего педагогических работников было 66 человек, из них женщин 48.

   В первые послевоенные годы в соответствии с постановлением Совета Министров БМАССР о всеобщем обязательном обучении детей от 21 февраля 1947 года отделом народного образования Курумканского аймака проводилась  работа по контролю  выполнения Закона о всеобщем обязательном обучении детей:   возвращению  в школу отсеявшихся детей и не допущения ухода детей из школ, а также расширению сети школ и повышению качества их работы.  Также в эти годы в школах района проводилась большая работа по организации учебного процесса, помощи детям, нуждающимся в одежде, обуви, питании, подготовке зданий школ к новому учебному году. Особое внимание уделялось повышению качества образования.   

   С 1947 года в районе начата работа по оздоровлению и отдыху детей в летний период. В течение трех лет работала 1 детская площадка в с. Курумкан. С 1950 года работали уже 2 площадки с охватом 50 детей в возрасте от 3 до 7 лет.  С 1949 года на площадку принимали детей с 8 до 13 лет. Дети погибших воинов и инвалидов Отечественной войны   обеспечивались бесплатными путевками.

   В 1950 году заведующим АймОНО назначен АюрзанайнАнандоАюрзанаевич, инспекторами работали Нехуров Буда Бажеевич и Якушева Анна  Ивановна, в 1951 году инспектором начала работать Этингова Шима Давыдовна.

   В эти годы школы переходили к политехническому обучению, преподаванию общественно-полезного труда, машиноведения и электротехники, создавались ученические производственные бригады. В 50-ые годы в семилетних и средних школах  были введены ставки пионервожатых.

    В целом динамику роста количества учащихся в школах Курумканского района в 1947-1954 годах можно проследить по следующей таблице:

Учебный год

Общее количество школ

Количество класс-комплектов

Количество детей

Начальная

Семилетняя

Средняя

Всего

1

1947-1948

10

3

1

14

52

1655

2

1948-1949

10

3

1

14

52

2018

3

1950-1951

10

3

1

14

63

2168

4

1951-1952

8

5

1

14

53

2214

5

1952-1953

6

6

1

13

45

2135

6

1953-1954

6

6

1

13

46

2072

    Таким образом, к 1954 году 3 начальные школы переведены в семилетние, Аргадинская семилетняя школа становится средней. При 7 школах имелись интернаты. С открытием 8-10 классов потребовались дополнительные педагогические кадры, в этот период в район по направлению приезжали работать выпускники учебных заведений Центральной России и Урала.

      С 1950 года в районе начала создаваться система дошкольного образования. С 1 августа 1950 года в селе Курумкан открыт детский сад общего типа на 25 мест.  Он располагался в с. Курумкан, по улице Лесная. Новое здание детского сада было построено в конце 60-х годов,  детский сад был переименован в Курумканский детский сад №1. Наряду с детскими садами, открытыми по линии народного образования, стали открываться детские сады при предприятиях и ведомствах. В 70-80-ые годы только в селе Курумкан работали 6 детских садов.   С 1963 по 1972 годы в каждом селе района были открыты детские сады. К 2000 году в районе работало 11 детских садов.

    К 1958-1959 учебному году в  школах района было введено обязательное семилетнее обучение. Значительно укрепилась материально-техническая база, увеличилось количество учащихся, улучшился качественный состав учительских и руководящих кадров школ. В 1951-1959 годах заведующими отдела образования работали Хышектуев Нима Буянтуевич и Нехуров Буда Бажеевич. В 1959 году в связи с упразднением района отдел народного образования передан во введение Баргузинского аймака, им заведовал Филиппов Анатолий Хрисанфович.

   В развитии народного образования в районе большое значение имела организация работы школы-интерната, в котором обучались дети полеводов, механизаторов и животноводов отдаленных ферм и отар хозяйств двух аймаков Баргузинской долины.   Курумканская школа - интернат открыла свои двери учащимся 25 ноября 1959 года.  Первым директором школы был назначен Сажинов Зана-Базар Сажинович.

     В 1959 году Министерством просвещения республики был принят план перехода на новую систему народного образования на 1959-1965 годы. Согласно плану реорганизации предполагалось перейти с семилетнего на восьмилетнее всеобщее и обязательное обучение в течение 3-5 лет. С 1962-1963 учебного года было введено обязательное восьмилетнее образование,  согласно которому семилетние школы района были преобразованы в восьмилетние.

   Особое  значение в  районе во все времена занимала система дополнительного образования, которая обеспечивает социокультурные запросы детского населения, является  важным фактором  развития  и успешности каждого ребенка. Первое учреждение дополнительного образования детей в районе - детская музыкальная школа в селе Курумкан была открыта в 1965 году по классу баян и домра. Основателем школы был выпускник ВСГИК Гармаев Анатолий Дондупович.

   Районный Дом пионеров был открыт в августе 1971 года, директором была назначена Сабаева Дарижап Нимаевна. При Доме пионеров работали кружки технического моделирования «Умелые руки», кинодемонстраторов, фотографии, радиотехнический и художественный. Туристско–краеведческая работа была организована на высоком уровне, воспитанники принимали участие в республиканских турнирах и занимали призовые места.

     Для привлечения детей и подростков к систематическим занятиям спортом, для утверждения здорового образа жизни, для улучшения состояния здоровья, для повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов была создана детско-юношеская спортивная школа в 1976 году. Первым директором был назначен Батуев Владимир Борбодонович.      

     Уже  в 90-е годы  на месте компактного проживания коренного малочисленного народа Севера – эвенков в селе Алла был открыт детский эвенкийский центр культуры «Юктэ». У истоков создания центра стояли Романова Е.Я., заслуженный работник культуры РБ и Дельбонова А.Н., отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный работник культуры РБ.

   В  2008 году в целях всестороннего удовлетворения потребностей семьи, общества и государства на базе Эвенкийского центра  «Юктэкэн» при МБОУ «Улюнханская СОШ» образован «Эвенкийский Дом юных туристов «Давдын».

    С первых дней открытия центров воспитанники и педагоги активно включились в работу краеведческих и научно-практических конференций, эвенкийских праздников и конкурсов и  становятся  участниками и победителями многочисленных республиканских, всероссийских конкурсов и выставок ДПИ.

   Возвращаясь к истории системы образования района, надо отметить, что с 1969-1970 года первые классы школ перешли на новую учебную программу трехлетней начальной школы.   Была  проведена работа по оснащению необходимым учебным оборудованием, созданию учебных кабинетов.В 1967-1968 учебном году школы района перешли на кабинетный метод обучения.

    В 1971 году при образовании Курумканского района Отдел народного образования передается из Баргузинского в Курумканский район. На основании приказа по Министерству просвещения от 14 января 1971 года за № 11 §1 и решения исполкома от 09 января 1971 года заведующим отделом народного образования назначен Сажинов Занабазар Сажинович, «Заслуженный учитель школ РСФСР» .

   В 1971 году отдел народного образования размещался в здании нынешнего здания магазина «Экспресс». Затем в 1972 году переехал во вновь отстроенное здание по улице Очирова, 63, рядом с военкоматом, где располагался вплоть до 2007 года.

     В 1972 году в районе насчитывалось 15 школ: 5 начальных, 2 восьмилетних и 8 средних, в них обучалось 5084 ребенка.

    В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию   в школах внедряются более совершенные программы обучения, новые учебники, приобреталось новое оборудование, мебель. Много внимания уделялось заочному обучению работающих педагогов, направлению выпускников школ в педагогические учебные заведения, закреплению молодых специалистов в сельских школах. Образование приобрело стабильность и довольно высокое качество.  Активно осуществлялось строительство новых типовых зданий школ, детских садов.        

    Структура РайОНО в эти годы состояла из отделов: районный методический кабинет и централизованная бухгалтерия

  Районный методический кабинет обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательных организаций в организации непрерывного образования педагогических работников,   создания условий для удовлетворения информационных, образовательных, учебно-методических, организационно-педагогических потребностей образовательных организаций, координации деятельности районных методических объединений педагогических работников, обеспечения комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы и других.Заведующими районным методическим кабинетом в разные годы работали Елтунова Зинаида Брянскаевна, Иванова Вера Галиновна, Будаев Баир Дамдинович, Зарубина Зинаида Михайловна, Цыремпилов Чернян Очирович, Хобракова Ольга Дашиевна, Булгутова Дарима Владимировна.

 Одной из важнейших задач Управления образования является обеспечение бухгалтерского учета учреждения и подведомственных организаций.Централизованная бухгалтерия состояла из следующих групп: расчетная, материальная, экономическая, АХЧ.  В разные годы главными бухгалтерами работали Гагарина Екатерина Петровна, Степанова Августа Ильинична, Чимитова Димид Сангадиевна, Малыгина Зинаида Дмитриевна, Давыдова АсьяБубеевна, Чирипова Батсо Цыбикжаповна, Будакова Светлана Чингисовна, Дамбаева Зинаида Гурдармаевна, Ринчинова Баярма Баяртуевна.

  Заведующими отделом образования работали Доржиев Владимир Будаевич (1975-1977 годы), Лощинов Владимир Хонхоевич (1977-1979 годы), Хамарханова Тамара Шагжиевна (1979-1983 годы).

  С особой теплотой представители поколения 70-х вспоминают октябрятское и пионерское движения школьников. Районная пионерская организация района объединяла 2900 пионеров и 1410 октябрят. Они были организованы в 106 отрядов, которые были разбиты на 10 дружин.Работа в пионерских организациях была организована по 7 маршрутам Всесоюзного марша «Всегда готов!»:«В страну знаний»,«Мое Отечество – СССР»,«Мир и солидарность»,«Пионерстрой»,«Равнение»,«Зарница», «Звездочка». В старших классах ребята вступали в ряды Всероссийского Ленинского Коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ).

  Следующий этап в развитии системы образования района связан с реформой общеобразовательной школы, предпринятой в 1985-1990-х годах. Она должна была обеспечить повышение качества образования, закрепления за школами базовых хозяйств, введение обучения детей с 6-летнего возраста и повышения подготовки учителей. В учебных планах школ появилось производственное обучение.  За каждой школой были закреплены шефы — колхоз, совхоз, предприятие, на территории которого располагалась школа,  выделены новые трактора и сельскохозяйственные машины для организации обучения вождению учащихся старших классов общеобразовательных школ, закреплены за школами обрабатываемые земельные площади, организовано строительство помещений для лагерей труда и отдыха, кабинетов машиноведения.В этот период улучшилась материально - техническая база школ, детских дошкольных учреждений. Ежегодно школьники включались в работу учебно-производственных бригад на базе молочно-товарных ферм подшефных колхозов и совхозов, лагерей труда и отдыха на базе чабанских отар, принимали активное участие в стрижке овец, сенокосе, уборке урожая зерновых, картофеля, турнепса, куузики.

   В 1984-1985 учебном году был начат переход на обучение детей с шестилетнего возраста, для этого создавались условия для обучения и воспитания детей.  С 1 сентября 1985 года во всех 9 классах средних школ началось изучение предмета «Основы информатики и вычислительной техники», создаются кабинеты информатики. Также в этом учебном году в школьную программу был введен новый курс «Этика и психология семейной жизни». В средних школах было введено 11-летнее образование. В районе работали 11 средних школ и 1 школа-интернат.

   Отделом образования в эти годы руководили Будаев Ревомир Раднаевич (1983-1987 годы), Гармаев Федор Михайлович (1987-1997 годы), Будаев Сергей Дмитриевич (1997 -2004 годы).

   С 1990 года работа над проблемой дифференцированного обучения привела к распространению в школах развивающих методик обучения, к первому опыту профильного обучения старшеклассников.Появление первого психолога в районе в Курумканской средней школе положило начало формированию психологической службы в районе. С принятием в 1992 году закона «Об образовании» школы обрели самостоятельность, формировали учебные планы, выбирали программы и учебники.

   В 2000-2010 годы для системы образования района ознаменовалось бурными процессами модернизации содержания и инфраструктуры образования и управления образованием,    детские  сады, подведомственные колхозам, стали муниципальными. В школах реализуется профильное обучение, раннее изучение иностранного языка и информатики (2001 г.), итоговая аттестация выпускников проходит в новой форме (ЕГЭ, 2005 г.), осуществляется комплексное социально-педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся.

   В 2000 году Курумканский районный отдел народного образования реорганизован в Курумканское районное Управление образования. Начальниками Управления образования работали Цыбикова Лариса Раднажаповна (2004-2006 годы), Андреев Юрий Андреевич (2006-2012 годы), Жанаев Жамбал-Жамсо Николаевич (2012-2014 годы).

    Школы района являются  активными участниками реализации проектов ПНПО, КПМО, ФЦПРО «Наша новая школа» и других конкурсов.

    В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»,  комплексного проекта модернизации образования (КПМО) 2007 - 2010 годов  с 1 апреля 2008 года  в школах района внедрена новая система оплаты труда, осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование. Большое внимание в эти годы уделялось  укреплению материальной базы: установлены компьютеры в школах, приобретены автобусы для подвоза учащихся, возобновилась поставка литературы для школьных библиотек. Ведется строительство и ремонт котельных и систем отопления.

   В образовательных учреждениях создана нормативно-правовая база, закрепляющая государственно-общественный характер управления образованием и созданы Управляющие советы.Компьютеры, интерактивные доски, Интернет, электронные учебные материалы; технологии личностно -ориентированного, здоровьесберегающего, проектного обучения и ИКТ; компетентностный, деятельностный подход в учебном взаимодействии учителя и ученика составляют современную информационно-технологическую базу образования.  Реализуемые в образовательных организациях  федеральные государственные образовательных  стандарты позволяют  обеспечить качественное образование  на всех уровнях образования.

   Все  эти годы поддержку инноваций,  представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, социальную стабильность, диалог и сотрудничество с социумом обеспечивает районный комитет профсоюзов работников образования.В разные годы председателями райкома профсоюза работников образования и науки  Курумканского района работали Сундарон Татьяна Доржиевна, Молонова Зинаида Бумбодиевна, Доржиев Владимир Будаевич, Маланов Василий Цыремпилович.С 2014 года традиции районного комитета профсоюза работников образования продолжает Хобракова Ольга Дашиевна.

   Образование Курумканского района сегодня – это сформированная развитая образовательная среда, удовлетворяющая академические и творческие запросы обучающихся, обеспечивающая реализацию федеральных государственных стандартов, национальных проектов, защиту прав детей, мобильность и социализацию школьников, развитие кадрового потенциала,

    С 2014 года начальником Управления образования работает Маланов Василий Цыремпилович.

    Структуру    Управления    образования составляют отдел дошкольного, общего и дополнительного образования, отдел по безопасности, правовой и кадровой  работе и  финансово-экономический отдел.  Образовательную деятельность осуществляют 28 образовательных учреждений.

   В рамках многоканального финансирования активно используются возможности федеральных, региональных, районных целевых программ, привлекаются средства спонсоров и благотворителей на обеспечение безопасности и современных условий функционирования образовательных учреждений, информатизацию, поддержку талантливых детей и молодёжи, повышение профессионального уровня педагогов, формирование здорового образа жизни и социализацию школьников, формирование современных педагогических практик. 

    В результате кропотливой и систематической работы специалистов Управления образования  и коллективов образовательных организацийежегодно на высоком организационном уровне проводятся мероприятия по организации летнего отдыха детей, проведения государственной итоговой аттестации выпускников, муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и другие.

     В последние годы в образовательных учреждениях района внедрена информационная система «Сетевой город. Образование», работа ведется также в ФИС ФРДО, ИС «Меркурий», ЕГИССО,  ФИС ОКО и РИСОКО на сайте burinko.ru

    Управлением образования и руководителями ОО особое внимание уделяется привлечению и закреплению молодых специалистов в школы района. С 2018 года увеличена сумма единовременной выплаты молодым специалистам, проводятся обучающие семинары, конкурсы среди молодых учителей. В 2017 году Управлением образования совместно с местным отделением РМО «Федерации молодежи Бурятии» Курумканского района  успешно  реализован проект «Молодой учитель Курумкана».

  Сегодня в районе сформирована система поддержки одарённых и талантливых детей.  В 2016 году Управлением образования разработана и утверждена подпрограмма «Поддержка одаренных детей» в муниципальной программе «Развитие образования в МО «Курумканский район». С 2016 года районный центр дополнительного образования и детско-юношеская спортивная школа являются участниками реализации ФЦПРО  на 2010-2020 годы.

  Совокупность  широкого диапазона дополнительных образовательных услуг в системе общего и дополнительного образования и  мотивационно-стимулирующие подходы позволяют обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений района ежегодно добиваться высоких результатов на республиканском, межрегиональном, Всероссийском уровнях.

   За 75 лет система образования нашего района претерпела много изменений, на ее долю выпали трудные годы становления советской школы, военное лихолетье, многочисленные реформы и преобразования. Но остались неизменными лучшие педагогические традиции, творческий поиск, искреннее стремление к инновационному преображению школы, служение профессии Учителя.

   Мы по праву   гордимся яркими страницами своей биографии, именами тех, кто стоял у истоков его создания, кто обеспечивает его целостность и востребованность сегодня.Самоотверженный творческий труд коллективов образовательных учреждений и Управления образования, бережное сохранение традиций и успешное внедрение инновационных форм и методов работыпозволяют решать самые сложные задачи по воспитанию молодого поколения курумканцев. 

    Особые слова благодарности  в этот день выражаем ветеранам, стоявшим у истоков создания системы образования, воспитавшим не одно поколение и передавшим бесценный опыт пришедшим на смену коллегам.

   Коллектив Управления образования сегодня -  это команда, имеющая  свои традиции, устои, всегда движется вперёд к инновациям и бесконечному совершенствованию в самом главном - в деле обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

    Инновационность, открытость, конструктивность, верность традициям – вот сегодняшние слагаемые развития системы образования Курумканского района.  И в каждом слагаемом единство всех субъектов образовательного пространства: ребёнка, родителя, учителя.

С юбилеем, дорогие друзья!

Маланов В.Ц.,

Начальник МУ «Курумканское РУО»